Вся правда о проводах (если честно, не совсем вся, но много). Журнал “Автозвук”

Сохранить и прочитать потом —

Регулярно посещая несколько аудиофильских интернет-форумов, где идет активное обсуждение различных компонентов, я заметил одну явную закономерность: все, кто активно заявляет о том, что соединительные провода не могут звучать по-разному, если изготовлены из одинакового материала, никогда не опираются на результаты собственных экспериментов. Потому, что их не проводили. Их аргумент — «этого не может быть, потому что не может быть никогда». А уж тема направленности проводов для них, как красная тряпка для быка. Просто так пройти не могут, обязательно поддержат своим «+1» глумящихся над «замороченными аудиофилами». Зато все защитники другого лагеря неизменно приводят результаты своих сравнительных прослушиваний. Я себя причисляю ко второму лагерю и готов поделиться своим опытом, основанным на сотнях сравнительных прослушиваний и самостоятельном конструировании соединительных проводов. Именно конструировании, потому как при своей кажущейся простоте провода являются сложной конструкцией, а нижеперечисленные элементы конструктива справедливы как для акустических кабелей, так и для межблочных. Это верно даже для питающих кабелей, разве что с небольшой поправкой на специфику применения.

Однажды, еще в то время, когда я занимался установкой аудиосистем в автомобили, зашёл в мой инсталляционный центр наш местный электрик, в советские годы работавший связистом. Увидев силовой провод 2Ga, который мы протянули в багажник автомобиля для подключения усилителя, был реально ошеломлён. Его слова: «Мы таким кабелем подключали радиостанции, вещающие на полмира». С тех самых пор у меня появилась поговорка: нельзя к такой тонкой теме, как звуковоспроизведение, подходить с законом Ома. Вернее, правда, будет сказать так: нельзя только с законом Ома.

Должен отметить, что в последнее время необходимость в качественном питании усилителей понимают даже начинающие свой путь в автозвуке. Это произошло благодаря тому, что на всех автозвуковых форумах даются рекомендации по сечению питающих проводов, а в магазинах есть в наличии комплекты для подключения усилителей с хоть и не очень толстыми проводами, но все же достаточными. А вот использовать толстые акустические провода не желает никто. При этом если новички покупают то, что им предлагают в магазинах, то звуколюбы «в теме» просто считают, что провода сечением 2,5 кв. мм вполне достаточны для любой фронтальной акустики, ведь мощность динамиков намного меньше утюга, который также подключен проводом 2,5 кв. мм. И действительно, если оперировать единственно доступной и понятной простому потребителю величиной — мощностью, то с этим и не поспоришь. Однако я берусь поспорить и даже рассчитываю этот спор выиграть (а иначе бы не брался). И буду в своей доказательной базе использовать электрические параметры, понятные и знакомые гипотетическому электрику, подходящему к звуковоспроизведению с законом Ома. Никакой эзотерики, никаких наездов, типа «раз ты не слышишь этого, значит, ты глухой. »

Итак. Электродинамическая головка по своей сути является электродвигателем переменного тока, который преобразует электрический сигнал в механические движения диффузора с возбуждением звуковых волн. Чем точнее диффузор повторяет электрический сигнал звуковой частоты, тем точнее звук, который мы слышим, будет соответствовать своему эталону, то есть живому звуку, который записали. Это всё теоретически и если не учитывать искажения электронного тракта. Для нашей нынешней темы отправной точкой будет точность механических колебаний. Фактически подвижная часть динамической головки имеет какую-то массу, а значит, имеет инерционность при колебаниях. И для того чтобы точно контролировать движения, усилитель должен иметь достаточный для этого коэффициент демпфирования (КД). Ещё часто применяют термин «демпфинг-фактор». Значение, которое далеко не все производители приводят в технических данных своих изделий. Вычислить значение коэффициента несложно, нужно сопротивление нагрузки разделить на выходное сопротивление усилителя и получить искомую цифру. Нам как раз надо это сейчас проделать. Выходное сопротивление я ни разу не встречал в декларируемых характеристиках усилителей, да и не константа это вовсе, сопротивление меняется от частоты, то есть это импеданс. Но для наших целей это непринципиально, ибо, даже если допустить погрешность в 100%, выводы, к которым мы придём ниже, не изменятся. Давайте возьмём среднестатистическое значение выходного сопротивления транзисторного усилителя — 0,02 Ом, а сопротивление нагрузки 4 Ом. Получаем коэффициент демпфирования, равный 200. Очень хорошее значение, хотя бывает и больше.

Теперь-то можно перейти непосредственно к доказательству необходимости применять толстые акустические провода. Искомый коэффициент мы получили, не учитывая сопротивления соединительных проводов, а оно таково, что его учёт в этой простейшей формуле даёт совершенно другие результаты. Пробежав по сайтам производителей кабельной продукции, я нашел значение сопротивления медного акустического кабеля сечением 2,5 кв. мм — 0,0075 Ом/м. Но это сопротивление одного проводника, а в цепи используются два, значит, умножим на 2. Обычно усилители располагают в багажнике автомобиля, и средняя длина кабеля до фронтальной акустики равна 4 м. Считаем сопротивление акустического кабеля такой длины: 0,0075 х 2 х 4 = 0,06 Ом, то есть в 3 раза больше выходного сопротивления усилителя! С учетом этого фактический коэффициент демпфирования становится равным не 200, а… считаем: 0,02 + 0,06 = 0,08, 4/0,08 = 50. Это уже малый коэффициент, а с учётом того, что современные автомобильные динамики имеют тяжёлую подвижку, становится ясно, что ни о каком разборчивом воспроизведении речь идти не может. Диффузор динамика будет «пролетать» по инерции точку остановки, так как усилитель не сможет контролировать колебания из-за большого сопротивления между ним и динамиком. А попробуем увеличить сечение акустического провода до 10 кв. мм и тем самым снизить сопротивление в 4 раза. Получаем уже совсем другие цифры: 0,06/4 = 0,015, а новое значение КД равно 114, а это в 2,3 раза лучше, чем в первом случае. Теперь понятно, что чем толще акустический кабель и чем он короче, тем лучше звучание. Это касается не только низкочастотного диапазона, на котором происходит большая амплитуда колебаний, но и средних частот, значительно выигрывающих в разборчивости. Толстые провода довольно проблематично протягивать в двери автомобиля, но такая сложность вознаграждается качественным звучанием. Опираясь на проделанные расчеты, сабвуфер просто необходимо подключать толстыми проводами, да и сделать это гораздо проще, чем протянуть провод в двери.

По собственному опыту скажу: разница в звучании между акустическим проводом 4 кв. мм и таким же сдвоенным — 8 кв. мм прекрасно слышна, нужно только каждому, кто желает в этом удостовериться, взять и провести этот простой эксперимент. В своей домашней системе я подключил колонки самодельным акустическим кабелем сечением 40 кв. мм и ни разу об этом не пожалел.

Самый распространенный материал для звуковых проводов — медь, это известно. Но вот качество меди может быть совершенно разным, и не в наших силах его определить, для этого необходимы дорогостоящие приборы и оборудование. Я только призываю не верить в заявленные характеристики производителями, они часто не соответствуют действительности, именно по причине невозможности проверки. Надо брать и слушать самому. Очень хорошо себя показал проводник из чистого серебра — звучание благородное, богатое обертонами и послезвучиями. Однако цена такого кабеля начинается с сотни долларов за метр, и этот факт сильно ограничивает его использование даже в дорогих системах. Нередко встречается проводник из посеребренной меди, практика показала, что такой проводник сильно искажает тембр, звук окрашен, даже резок. Это объясняется тем, что ток, выдавливаемый действием скин-эффекта на высоких частотах, попадает на слой проводника с другими характеристиками, и происходят некоторые искажения. На звуке это слышно как «увеличение яркости» на средневысоких частотах (например, медные духовые, тарелки) и уменьшение «воздуха» и размеров звуковой сцены, съедается «акустика помещения». Попадается также проводник из лужёной оловом меди, звучание такого провода характеризуется ярко выраженным эффектом шепелявости, звук откровенно грязен. При этом нередки случаи, когда лужёная медь выдается за посеребрённый проводник.

Диэлектриков, которые используют в качестве изоляционного материала для аудиокабелей, огромное множество, это вообще отдельная тема, которая по объёму может потянуть на десятки страниц. Постараюсь кратко охарактеризовать часто применяемые. Самый распространённый диэлектрический материал для изоляции проводников — поливинилхлорид (ПВХ) и его вариации. Это тот самый прозрачный, полупрозрачный или и вовсе непрозрачный материал, что имеется на продаваемых нынче акустических и силовых проводах для автозвуковой индустрии. Этот диэлектрик обладает эффектом накопления заряда, поэтому на звуковой сигнал влияет сильно и негативно. Представьте себе, что по проводнику прошёл основной звуковой сигнал, а вдогонку к нему, отставая по времени (фазовые искажения) и с намного меньшей, но все же значимой амплитудой, бежит накопленный и отдаваемый изоляцией сигнал. Звучание становится мутным и невыразительным. Причём этот эффект зависит от длины кабеля и с увеличением длины усиливается. На нескольких метрах звук будет намного хуже, чем на небольшом отрезке кабеля. Кроме того, ПВХ окисляет медь, особенно на краях провода, там, где есть доступ воздуха. Изолятор из полипропилена применяют не так часто, как ПВХ, он намного лучше для звука, особенно вспененный. Это наименее дорогой из «акустически правильных» изоляторов. Изоляцию из тефлона применяют уже на дорогих аудиокабелях, особенно хорошо себя показала изоляция из тефлона низкой плотности и вспененного тефлона. Некоторые производители даже запатентовали несколько технологий изготовления изолятора из этого материала.

Экспериментальным путем было установлено, что самые нейтральные к звуку изоляторы — это натуральные материалы: хлопок, лён, шерсть, целлюлоза, их практически нельзя встретить в серийных изделиях, и лишь иногда их применяют в дорогих и штучно изготовленных аудиосоединителях самого высокого класса. Вообще, любой изолятор влияет на звуковой сигнал, даже второй слой, который никак не соприкасается с проводником. Прокладывать в автомобиле акустические провода следует как можно дальше от металла кузова, гофрированные трубы как раз позволяют «отодвинуть» кабель и от кузова, и от ковровых покрытий.

Казалось бы, какая разница, как расположены проводники в кабеле, ведь они в изоляции и никак не соприкасаются друг с другом. На самом деле из двух совершенно одинаковых проводников можно сделать совершенно разные по звучанию кабели. Проводники свивают под разным углом, прокладывают параллельно, разносят на разные расстояния, параллелят несколько проводников, используют проводники плоского сечения, набирают проводник из жил разного диаметра и много еще чего. Я не буду конкретно описывать каждый вариант — их огромное множество, а это означает, что единственно правильной конструкции нет. Разнесенные подальше проводники позволяют получать значения погонной емкости и индуктивности практически равными нулю — заметно возрастает детальность звучания, но теряется слитность, музыкальность. Основная задача конструкторов проводов, помимо, конечно, нейтральности и широкополосности — получить оптимальное сочетание детальность/музыкальность. Вот по этим трём критериям и стоит оценивать аудиосоединители.

Две принципиальные конструкции кабелей с очень разнящимися характеристиками

ViLex › Блог › Силовые провода

Силовой провод

Силовой провод, кабель, это многожильный, как и акустические провода, чаще медный провод в диэлектричекской изоляции. Предназначен для подключения электропитания усилителя ( ей ), подключения магнитолы, монитора и прочего эл.оборудования в автомобиле от АКБ . Подбирается в зависимости от потребляемой мощности аппаратуры, длинны кабеля и по ценовым и дизайнерским качествам. Обычно выполнен в виде одиночного провода. Для экономии денежных средств не в ущерб прямому назначению применяют электротехнические силовые кабели. Из соображений безопасности в цепь питания, плюсовой провод, ставят предохранитель на далее 30-40 см от источника тока.

Подбор силового кабеля

Работу электрической схемы постоянного тока можно легко объяснить, применяя аналогию движения электронов по проводнику движению воды по трубопроводу. Электрическая цепь ведет себя аналогично гидравлической системе подачи воды под давлением. Электрический провод, по которому движутся электроны — это труба, по которой течет вода. Аккумуляторная батарея аналогична водонапорной башне (или насосу), которая создает давление в системе. Разность давления воды между начальной точкой трубы, где установлен насос и ее конечной точкой заставляет течь воду по трубопроводу. Точно так же, разность потенциалов (напряжение) на концах проводника обеспечивает движение электронов по проводу. Количество воды, протекающее за определенный промежуток времени через сечение трубы называют расходом воды в трубе (литр/сек). Аналогично расходу воды, сила тока в проводнике определяется как количество электрического заряда, переносимого за определенный промежуток времени через сечение провода. Если сила тока со временем не меняется, то такой ток называют постоянным. Прение, возникающее в роцессе движения электронов о кристаллическую решетку проводника принято называть сопротивлением проводника.

Читайте также:  Некоторые особенности, которые следует учитывать при строительстве бани

Сопротивление измеряется в Омах. По закону Ома для участка цепи сопротивление равно отношению напряжения к силе тока.
1 Ом = 1 Вольт /1 Ампер

Сопротивление проводника вызывает его нагрев в зависимости от нагрузки . Поэтому правильный выбор сечения кабеля является очень важной задачей. Чем больше сечение кабеля, тем меньше его сопротивление, и тем больший ток он сможет пропустить. Следует помнить, что с увеличением длины проводника сопротивление растет.
Автомобильные аудиосистемы потребляют большой ток, особенно если устанавливается несколько усилителей мощности. Напряжение в энергосистеме автомобиля постоянно и равно 12В, поэтому для обеспечения высокой мощности аудиосистема вынуждена потреблять большое количество тока. Усилитель является самым энергопотребляющим компонентом в звуковых системах. Поэтому для расчета сечения силового кабеля нам прежде всего необходимо будет определить максимальную мощность усилителя. Для начала надо в спецификации к усилителю прочитать его среднюю мощность при 2 Ом или 4 омной нагрузке. Допустим, что мы имеем четырехканальный усилитель, RMS мощность которого равна 35 Вт на канал. Полная RMS мощность равна произведению количества каналов на мощность одного канала: 35 Вт х 4 = 140 Вт. (средняя мощность)
Зная, что средняя (RMS) мощность соответствует приблизительно 50% эффективности усилителя, то для определения максимальной мощности надо удвоить ее значение: 140 Вт х 2

280 Вт. (максимальная мощность)

Основы электротехники гласят, что мощность равна произведению силы тока на напряжение. Следовательно, сила тока равна: Ампер = Ватт/Вольт.

Напряжение в сети автомобиля известно и равно приблизительно 13В. Значит, ток потребляемый нашим усилителем будет равен: 280 Вт /13 В = 21.53 A

Подобные вычисления следует произвести для каждого усилителя в аудиосистеме. После необходимо определить длину силового кабеля от аккумулятора до распределительного блока, а затем от этого блока до каждого компонента системы. Зная потребляемую силу тока и длину кабеля, обращаемся к специальной таблице подбора сечения и длины кабеля и подбираем необходимый калибр кабеля. Данные в таблице учитывают тот факт, что силовой кабель, сечение которого подобрано удовлетворяет не только потреблению тока усилителем, но и рассчитано на питание остальных компонентов аудиосистемы. Сечение заземляющих кабелей должно быть такое же, как и сечение питающих проводов.
Распределитель питания поможет соединить несколько проводов в одном месте.

В современных авто магнитолах применяется несколько проводов питания: для питания усилителя мощности, для включения подсветки при включении габаритов автомобиля, для питания памяти и т.д. провод, питающий усилитель мощности, имеет обычно толстое сечение и на нем установлен мощный предохранитель — это основное питание авто магнитолы.(обычно красный) провод меньшего сечения, часто имеющий предохранитель с малым током сгорания, необходим для питания памяти автомагнитолы . Обычно это аппаратура среднего и высокого класса, имеющие цифровую шкалу настройки и память, куда заносится информация о настройке радиоприемника на станции, что позволяет вести бес поисковый прием станций набрав только номер станции (кнопка). Еще один вариант, где применяется дополнительный провод это приемники с возможностью кодирования и чтобы не вносить код доступа при каждом включении применяется микросхема памяти, питающаяся от аккумулятора отдельным проводом.(может быть желтого цвета или красный, но малого сечения). Из этого следует: чтобы авто магнитола работала правильно надо тонкий провод питания подключать напрямую (без каких-либо коммутаций) это и есть провод “Memory 12V+ ” к аккумулятору, а толстый провод можно подключать через коммутирующие элементы как замок зажигания или дополнительный выключатель.

Укладываем проводку в доме: как правильно выбрать кабель?

Разбираемся в классификации проводов и выбираем кабель под свои нужды. Сводная таблица позволит быстро подобрать сечение провода по токовой нагрузке.

Укладка электропроводки — это один из важнейших этапов ремонта в доме. При неправильном выборе токоведущего кабеля, проводка может перегреваться и плавиться, а в некоторых случаях привести к возникновению пожара. Мы расскажем о наиболее популярных видах кабелей, используемых для укладки проводки и объясним, как правильно подобрать сечение провода. В данной статье рассмотрим исключительно провод с медными жилами, так как алюминий выходит из популярности по причине своей низкой, в сравнении с медью, электропроводности.

Содержание:

Классификация кабелей для проводки

Каждый кабель состоит из нескольких медных жил определенного сечения. В свою очередь жилы в кабеле могут быть однопроволочными монолитными или многопроволочными. Каждая жила заключена в защитную оболочку, изготовленную из каучука, полиэтилена или ПВХ-пластиката. Отметим, что любой кабель, используемый для организации электропроводки, имеет минимум два слоя изоляции: первый обволакивает жилу, а второй собирает все токопроводящие жилы в жгут.

Наиболее популярными для проводки в доме и квартире являются следующие типы проводов:

Рассмотрим какими бывают и где применяются данные типы кабелей.

Кабель ВВГ

Кабель ВВГ применяется для устройства проводки в сетях напряжением до 1 кВ. Количество жил в жгуте может быть от 1 до 6. Буквы ВВГ расшифровываются следующим образом:

Дополнительно некоторые виды провода ВВГ могут иметь обозначение «нг». Эти буквы означают, что провод не поддерживает горение. Таким образом, при возникновении высокой температуры из-за КЗ, провод будет плавиться, но не будет гореть. Именно такой провод ВВГнг рекомендуем применять для монтажа электропроводки в квартире.

Встречаются также типы ВВГ с обозначениями «П» и «З».

Вот пример плоского не поддерживающего горения кабеля REXANT ВВГ-Пнг-LS 3х2.5:

Плюсом кабеля ВВГ является возможность использования в условиях низких и высоких температур от -50 до +50 градусов. Также в сравнении с остальными типами он значительно дешевле. Например, ВВГнг 3х2.5 в среднем стоит от 35 — 40 рублей за 1 м, а аналогичный по характеристикам NYM 3×2.5 порядка 55 — 60 рублей. При большой площади дома разница в стоимости проводки может достигать пары тысяч рублей.

Жилы провода ВВГ могут быть одно- или многопроволочными. Многопроволочные более гибкие, чем однопроволчные, но они и немного дороже стоят. Однопроволочные имеют сечение от 1 до 50 мм 2 , а многопроволочные от 16 до 240 мм 2 . Стоит отметить, что для квартирной проводки применяются обычно кабели сечением от 1,5 до 6 мм 2 .

Длина изгиба провода ВВГ (на поворотах в штробе) равна поперечному сечению всего жгута умноженная на 10. То есть, если у вас провод с поперечным сечением 5 мм, то величина радиуса изгиба должна быть не меньше 50 мм.

Кабель NYM

Кабель NYM применим в сетях напряжением до 0,66 кВ. Количество жил в жгуте от 2 до 6. В дополнение к токоведущим жилам может идти желто-зеленая заземляющая жила. Хотя кабель в большинстве своем применяется для внутренней проводки (боится ультрафиолета), его можно использовать и для наружного монтажа при условии помещения его в защитный рукав (пластиковые трубы, короба и т.д.). Расшифровывается NYM следующим образом:

Дополнительно провод может иметь символ «J», который означает наличие в жгуте заземляющей жилы. Стоит отметить, что NYM изначально изготавливается с изоляцией, которая не поддерживает горение, поэтому искать в маркировке буквы «нг» не стоит. Однако в отличие от ВВГнг кабель NYM выдерживает меньшие температурные нагрузки, поэтому его лучше применять для одиночной прокладки, а не для групповой. Изготавливается он сечением от 1 до 35 мм 2 .

Преимуществом данного кабеля есть его долговечность — провод немецкого производства способен прослужить до 40 лет (ВВГ около 30 лет). А вот российские аналоги NYM не столь долговечны, как бы ни убеждали в этом производители. NYM можно использовать в помещениях с повышенной влажностью до 98 %, поэтому он удобен для проводки в банях и саунах.

Длина радиуса изгиба для провода NYM будет составлять четыре поперечных сечения. Благодаря этому прохождение «поворотов» во время прокладки кабеля в канавы будет проще, чем у ВВГ. Однако этот и другие факторы значительно влияют на высокую стоимость провода (в сравнении с другими типами). Вот относительно недорогой двухжильный провод Пан Электрик NYM 2×1.5 (100 м):

Кабель ПУНП

Это бюджетный тип кабеля для электропроводки. Он представляет собой плоский двух или трехжильный провод с сечением жил от 0,75 до 6 мм 2 . Расшифровывается ПУНП следующим образом:

Также в аббревиатуре иногда встречается буква «Г», которая означает, что провод гибкий. Главное его преимущество состоит в невысокой стоимости по сравнению с ВВГ и NYM.

Среди электриков есть мнение, что провод ПУНП запрещен для изготовления и использования. Действительно 1.06.2007 был введен запрет на использование ТУ 16.К13-020-93 членами ассоциации «Электрокабель». Однако заводы-производители продолжают изготавливать и реализовывать ПУНП. В России их можно приобрести в свободной продаже.

Опасения по поводу применения ПУНП вполне обоснованы. Статистика пожаров по причине возгорания электропроводки показала, что 60 % случаев очагом огня выступал тип кабеля ПУНП. Причина этому заключается в том, что в ТУ 16.К13-020-93 прописано, что при изготовлении провода допускается отклонение на 30 % от ГОСТ 22483-77 сечения токопроводящих жил. Это означает, что, например, провод номинальным сечением 4 мм 2 может вполне быть 2.9 мм 2 или даже меньше.

В общем, покупать ПУНП или нет — решать вам. В любом случае, если есть средства, то лучше приобрести один раз провод хорошего качества и не боятся возникновения пожара.

Как выбрать сечение провода?

Существует таблица соответствий сечения провода и нагрузки (приведена ниже). В ней указано, какая максимальная нагрузка какому сечению медного проводника соответствует.

Сечение жил, мм 21.52.54.06.010.016.025.035.050.0
Токовая нагрузка, А192738507090115140175

Итак, предположим необходимо подобрать провод для прокладки проводки в кухне. Например, в кухне установлен бойлер на 1,6 кВт, холодильник на 0,4 кВт, микроволновка на 1,8 кВт и тостер мощностью 1,2 кВт. В этом случае суммарная токовая нагрузка будет такой:

(1600+400+1800+1200)/220=22.7 А

Нужно также умножить токовую нагрузку на коэффициент запаса мощности 1,5, так как количество электроприборов в будущем может расти. Итого получаем:

22.7х1.5=34.05 А

Теперь смотрим в табличку и видим, что нашей нагрузке соответствует провод сечением 4 мм 2 .

По такому же принципу подбирается сечение провода для всех других помещений и для вводного кабеля.

Охрана труда и техника безопасности в школе

Имеющийся в школе (ДОУ) или иной организации Акт проверки технического состояния системы вентиляции подтверждает качество и безопасность работы вентиляционной системы, которая может быть естественной или принудительной приточно-вытяжной системой вентиляции. В образовательных организациях подобный акт проверки систем вентиляции составляется ежегодно на начало каждого учебного года. На ряду с другими мерами безопасности в учреждениях должны проводиться работы по организации правильного обследования, функционирования и очистки вентиляционных систем и каналов.

Читайте также:  Пеноплекс «Основа» — обзор утеплителя и сравнение с маркой «Комфорт»

Наличие Акта проверки системы вентиляции дает право на эксплуатацию здания школы, ДОУ или иного учреждения, поэтому любая организация должна регулярно осуществлять проверку вентиляционной системы. Также акт подтверждает расход средств в том случае, если организация выделила деньги на ремонт вентиляции. Акт проверки технического состояния системы вентиляции составляется по общим правилам оформления документов подобного рода и должен содержать в себе всю необходимую информацию о состоянии вентиляционных каналов здания. Образец формы акта представлен ниже.

Акт
проверки технического состояния системы вентиляции

«____» ________ 20____ г.

Комиссия в составе:

Представитель заказчика: _________________________________________________,

Представитель исполнителя:
Специализированная организация ___________________________________________

на основании требований п. 6.1 СП 2.4.3648-20 провели периодическую проверку технического состояния системы вентиляции и очистку вентиляционных каналов на объекте:
_________________________________________________________________________

по адресу: ______________________________________________________________

в помещениях: ___________________________________________________________

Цель проверки: ревизия, очистка и контроль эффективности работы существующей вентиляционной системы, пригодность к дальнейшей эксплуатации.

Проверена пропускная способность по воздухообмену вентиляционных каналов по помещениям на предмет эффективности работы вентиляционной системы.

№ п/пМатериал вентиляционного каналаСечение канала (м2)Канал от оборудования или помещенийСостояние канала очищен / не очищенНаличие тяги и соответствие нормативным требованиямСостояние оголовка
1
2
3

Условия проведения замеров

Параметр:Температура, ̊СВлажность, %Атмосферное давление
снаружи
внутри помещения
№ п/пНаименование№ свидетельства о поверке, дата освидетельствования
1

Результаты измерений и эффективность работы системы вентиляции

№ п/пПеречень помещенийКратность воздухообменаКратность воздухообменаВоздухообменВоздухообменЗаключение
1нормафактнормафакт
2
3
4
5

Система вентиляции в помещениях: ________________________________________
_________________________________________________________________________

СООТВЕТСТВУЕТ нормативным требованиям и пригодна к эксплуатации.

Срок действия акта: _____________________________________________________

Представитель заказчика:
_________________________________________________________________________

Представитель специализированной
организации: _______________ ___________________________ уд. № _______ от_______________

Акты проверки вентиляционных систем: образцы для детских садов и школ

Вентиляция в школах и детских садах обеспечивает здоровый микроклимат, необходимый для нормального самочувствия и полноценного обучения детей. Основное внимание уделяется микроклимату в учебных классах, спальнях, спортзалах. Все параметры вентиляции, указанные в актах проверок, регламентируются нормативами СНиП 31-06-2009 и СанПиН.

Санитарно-гигиенические ревизии осуществляются сотрудниками санэпидемслужбы. Один образец акта проверки эффективности работы вентиляции остается в учебном учреждении, другой в архивах службы СЭС.

  1. Проверка систем вентиляции
  2. Проверка вентиляции детского сада
  3. Учет влажности помещения
  4. Проверка вентиляции школы
  5. Помещения с усиленной вентиляцией

Проверка систем вентиляции

Эффективность работы систем определяется перед сдачей нового объекта в эксплуатацию, а также ежегодно в августе перед началом учебного года.

Школа, не сдавшая в Роспотребнадзор акт проверки эффективности работы вентиляции, не имеет право открывать новый учебный год. Задача надзора предупредить нарушения в работе вентиляционных систем, а также вовремя обнаружить существующие неполадки. Результаты вносятся в акт проверки детского сада или в акт проверки школы.

Предупредительный санитарный надзор необходим как при вводе в эксплуатацию нового детсада или школы, так и при замене вентиляционного оборудования, после ремонта. В ходе проверки системы вентиляции составляется акт установленного образца.

Контроль над состоянием вентиляционного оборудования в лабораториях и химкабинетах может проводиться 1 раз в 3 месяца, так как здесь в воздух возможно выделение опасных и вредных веществ.

Текущий контроль проводится методом замеров с помощью специального оборудования.

В некоторых случаях к акту на проверку вентиляционных каналов необходимо прикладывать фотографии, сделанные на местах и указывающие на состояние оборудования. Заполняется установленный образец акта проверки эффективности работы вентиляции.

Бланки актов проверки эффективности работы вентиляции не относятся к категории строгой отчетности.

Проверка вентиляции детского сада

Согласно требованиям нормативных актов детские сады размещаются в отдельных зданиях. Проветривание в спальнях и игровых комнатах обеспечивается естественным способом (угловым или сквозным проветриванием через открытые форточки). Эффективность этого метода в каждом конкретном случае проверяется сотрудниками Роспотребнадзора с обязательным занесением результатов в акт проверки эффективности работы вентиляции.

Учет влажности помещения

Влажность – это один из важнейших показателей микроклимата дошкольного учреждения. Поэтому этот показатель всегда отмечается в актах проверки вентиляции детского сада. Слишком сухой воздух негативно сказывается на состоянии респираторной системы детей. Тогда как избыточная влажность приводит к развитию плесени, вызывающей аллергию и астматические явления. Поэтому при проверке работы вентиляции в детском саду обязательно определяется влажность и результат заносится в акт.

Контроль над состоянием воздухообменных систем детских садов не предусматривает заполнения отдельной формы акта проверки вентиляционных каналов. Все необходимые данные проверки степени чистоты и эффективности их работы вносятся в один общий акт стандартного образца.

Проверка вентиляции школы

В школах используется смешанная система вентиляции. Для обеспечения свежего воздуха в учебных помещениях, учительских, библиотеке и коридорах оборудуются форточки, удаляется отработанный воздух через вентиляционные каналы в санузлах. В ходе контрольных замеров показатели работы естественной вентиляции заносятся в акты.

Лаборатории, актовые залы, мастерские, спортзалы и столовые нуждаются в принудительном оттоке воздуха. Чистый воздух попадает в помещения через открытые форточки в коридорах и раздевалках. Вытяжка обеспечивается принудительно, вытяжными вентиляторами, по вентканалам. Соотношение притока к вытяжке в среднем должно составлять 2,5:1,5. Интенсивность работы системы и чистоту воздуховодов проверяют, результаты фиксируются в акте проверки вентиляции школы.

Помещения с усиленной вентиляцией

В лабораториях и кабинетах химии обустраиваются вытяжные шкафы и принудительная вытяжка воздуха. Соответствие мощности вытяжного оборудования установленным нормам контролируется и фиксируется актами проверки дымовых и вентиляционных каналов.

Вентиляция школьного пищеблока

Усиленный воздухообмен необходим и в помещении пищеблока, где в процессе приготовления пищи выделяется много тепла и влаги. Обычно это принудительная вентиляция приточно-вытяжного типа.

Приток идет в помещение столовой, из расчета 20 кубометров воздуха в час на посадочное место. Вытягивается отработанный воздух из помещения кухни. Интенсивность воздухообмена в кухне измеряется в ходе ревизии и заносится в акт проверки эффективности вентиляции.

Если у входа в школу оборудованы воздушно-тепловые завесы (что характерно для больших школ), показатели температуры и влажности измеряются в тамбурах и фиксируются в актах проверки вентиляции.

При использовании систем воздушного отопления в школах запрещена рециркуляция воздуха. В качестве воздуховодов запрещено использовать асбестоцементные трубы. Обнаруженные нарушения вносятся по образцу в акт проверки вентиляционных каналов.

Проверка вентиляции в школе: нормы и порядок проверки эффективности воздухообмена

Многие родители слышат жалобы детей на духоту в классе, головную боль во время уроков. Причиной вялости школьников, отсутствия интереса к предмету может быть не только сложность изложения материала, но и недостаток кислорода. Обеспечение эффективного воздухообмена важно для поддержания иммунитета детей, а также для высокой активности мозга. От него же зависит психологический комфорт ребенка во время обучения.

Своевременная проверка вентиляции в школе поможет определить корректность работы системы, соответствие воздуха в помещении установленным законодательством нормам. А кто ее должен проводить и как часто – именно об этом поговорим в нашей статье.

Влияние воздухообмена на результативность обучения

Научно подтверждено, что при достаточном количестве свежего воздуха ученики меньше болеют, активнее ведут себя на уроках, лучше запоминают новый материал. А при недостатке кислорода чувствуют сонливость, подавленность, раздражительность.

Поскольку дети в рабочие дни до 80% времени проводят в учебных классах, важно создать комфортные условия пребывания в школе, обеспечив эффективный воздухообмен.

Законодательством устанавливается периодичность обследования системы вентиляции школы, однако ежегодная проверка не способна обеспечить контроль над эффективностью воздухообмена в изменяющихся условиях, например, при изменении температуры воздуха за окном, после начала отопительного сезона.

Интенсивность подачи кислорода может снижаться при наличии перечисленных ниже факторов:

Списывая вялость ребенка на погоду или время года не стоит забывать о достаточном количестве кислорода, которое должно поступать в организм. Если система вентиляции не справляется со своими функциями, важно проветривать помещение во время перемены или поднять вопрос о возможности оснащения окон приточными клапанами.

Основные задачи вентиляции в школе

Для обеспечения эффективного воздухообмена продукты распада должны динамично заменяться на порции свежего воздуха без снижения температуры в помещении. С подобной задачей не способны справиться распахнутые окна в зимний период. Разгоряченные дети, заходя в проветренные аудитории, будут простуживаться.

Школа должна обеспечивать комфорт во время обучения, быть безопасной. Вход отработанного воздуха зачастую осуществляется через коридор, двери. Подобный вариант забора считается однократным, поскольку количество уходящего воздуха соответствует объему приходящего.

В соответствии с требованиями санитарных правил, обеспечение воздухообмена в обычных классах допускается при помощи естественной вентиляции. К кабинетам физики, химии, мастерским, спортивным залам предъявляются более высокие требования.

Нормы воздухообмена в учебных классах

При проверке системы вентиляции в школе учитывается эффективность воздухообмена, регламентированная СНиПом 41-01-2003, СНиПом II-65-73.

К основным критериям, по которым оценивается эффективность работы вентиляции, относится:

  1. Качество воздуха – достаточный объем очищенных воздушных масс при низком содержании углекислого газа позволит преподавателям, учащимся сконцентрироваться на процессе обучения.
  2. Кратность воздухообмена – поскольку во время обучения ученики мало двигаются, оперативная замена продуктов распада на чистый воздух позволит им хорошо себя чувствовать.
  3. Уровень шума – вентиляция должна не только обеспечивать эффективный воздухообмен, но и не создавать много шума во время работы.

Особенностью школ, прочих учебных заведений, является наличие кабинетов с различным назначением. Классы для обучения, кабинеты химии, спортивные залы, преподавательские, пищеблок имеют индивидуальные нормы воздухообмена.

Помимо разного назначения, во время учебного процесса помещения отличаются по наполняемости, поэтому для соблюдения рекомендованных норм требуется прилагать усилия, обеспечивать постоянный контроль технического состояния системы.

Для проверки системы вентиляции, определения ее эффективности, принимаются за основу показатели Санитарных Правил:

В лабораторных кабинетах воздух загрязняется не только в процессе жизнедеятельности человека, но и вредными веществами, которые образуются в результате химических реакций. Поэтому лаборатории должны оснащаться принудительными системами, а воздух из них должен удаляться через специальный вентиляционный шкаф.

Санузел также должен обеспечиваться дополнительным объемом воздуха принудительно, который, в соответствии с санитарными требованиями, должен составлять:

Подача воздуха осуществляется под потолком в помещениях стандартной высоты, а в спортивных залах – на высоте не менее 2 метра от пола. Соблюдение норм поможет избежать сквозняков.

Особенности проверки вентиляции

Определение эффективности работы системы вентиляции осуществляется аккредитованными организациями при помощи высокотехнологичного оборудования. После завершения проверки проводятся расчеты, на основании которых выносится экспертное заключение.

В ходе обследования проводится сравнение полученных результатов с нормативными требованиями. Причем оценивается не только эффективность воздухообмена, но и его кратность.

Если в процессе проверки выявляются отклонения, профессионалы предоставляют рекомендации по отладке системы. Ростехнадзором осуществляется проверка документации. При обнаружении недочетов администрацию учебного заведения ожидают штрафные санкции.

Периодичность, сроки проведения проверок, так же, как и нормы, устанавливаются санитарными нормами:

Читайте также:  Провод НУМ: преимущества, строение, технические характеристики и производители

Приведенные выше нормативы актуальны для вентиляции, которая работает корректно.

Когда пуско-наладочные работы не были проведены или были проведены некорректно, зачастую вентиляционные системы работают со сниженной эффективностью.

Выводы и полезное видео по теме

Школа является достаточно сложным объектом, ее особенности важно учитывать при обустройстве вентиляции. Пять полезных рекомендаций, предложенных профессионалами в видео, помогут обеспечить эффективный воздухообмен и здоровую атмосферу в классных комнатах:

Когда организация воздухообмена проведена грамотно, проблем с проверками вентиляции в школе не возникнет. Однако не каждое образовательное учреждение имеет возможность модернизировать систему. Возраст многих сооружений исчисляется десятилетиями, и для обновления оборудования требуются немалые средства.

Если у вас есть положительный опыт решения проблемы, делитесь им в комментариях. Также внизу под этой публикацией вы можете задать вопросы нашим экспертам и другим посетителям сайта по теме статьи, спросить совет или выразить свое мнение.

Некоторые нормативные документы, подтверждающие необходимость проверки эффективности вентиляционных систем

Некоторые нормативные документы, подтверждающие необходимость проверки эффективности вентиляционных систем:

1. ГОСТ 12.4.021-75. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА. СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИОННЫЕ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Вентиляционные системы для производственных помещений в комплексе с технологическим оборудованием, выделяющим вредные вещества, избыточное тепло или влагу, должны обеспечивать метеорологические условия и чистоту воздуха, соответствующие требованиям ГОСТ 12.1.005-88, на постоянных и временных рабочих местах в рабочей зоне производственных помещений.

В обслуживаемой зоне административно-бытовых помещений промышленных предприятий, а также в помещениях общественных зданий должны быть обеспечены метеорологические условия в соответствии с требованиями строительных норм и правил по проектированию отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, утвержденными Госстроем СССР.

3. ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЕНТИЛЯЦИОННЫМ СИСТЕМАМ

ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТЕ

3.1. Требования к вентиляционным системам при эксплуатации

3.1.1. К эксплуатации допускаются вентиляционные системы, полностью прошедшие пусконаладочные работы и имеющие инструкции по эксплуатации по ГОСТ 2.601-95, паспорта, журналы ремонта и эксплуатации.

В инструкции по эксплуатации вентиляционных систем должны быть отражены вопросы взрыво – и пожарной безопасности.

3.1.2. Плановые осмотры и проверки соответствия вентиляционных систем требованиям настоящего стандарта должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным администрацией объекта.

3.1.3. Профилактические осмотры помещений для вентиляционного оборудования, очистных устройств и других элементов вентиляционных систем, обслуживающих помещения с помещениями категорий А, Б и В, должны проводиться не реже одного раза в смену с занесением результатов осмотра в журнал эксплуатации. Обнаруженные при этом неисправности подлежат немедленному устранению.

2. СНиП 3.05.01-85 «ВНУТРЕННИЕ САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ»

ВЕНТИЛЯЦИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА

4.16. Завершающей стадией монтажа систем вентиляции и кондиционирования воздуха являются их индивидуальные испытания.

К началу индивидуальных испытаний систем следует закончить общестроительные и отделочные работы по вентиляционным камерам и шахтам, а также закончить монтаж и индивидуальные испытания средств обеспечения (электроснабжения, теплохоподоснабжения и др.). При отсутствии электроснабжения вентиляционных установок и кондиционирования воздуха по постоянной схеме подключение электроэнергии по временной схеме и проверку исправности пусковых устройств осуществляет генеральный подрядчик.

4.18. При регулировке систем вентиляции и кондиционирования воздуха до проектных параметров с учетом требований ГОСТ 12.4.021—75 следует выполнить:

испытание вентиляторов при работе их в сети (определение соответствия фактических характеристик паспортным данным: подачи и давления воздуха, частоты вращения и т. д.) ;

проверку равномерности прогрева (охлаждения) теплообменных аппаратов и проверку отсутствия выноса влаги через каплеуловители камер орошения;

испытание и регулировку систем с целью достижения проектных показателей по расходу воздуха в воздуховодах, местных отсосах, по воздухообмену в помещениях и определение в системах подсосов или потерь воздуха, допустимая величина которых через неплотности в воздуховодах и других элементах систем не должна превышать проектных значений в соответствии со СНиП 2.04.05-85;

проверку действия вытяжных устройств естественной вентиляции.

На каждую систему вентиляции и кондиционирования воздуха оформляется паспорт в двух экземплярах по форме обязательного приложения 2.

4.19. Отклонения показателей по расходу воздуха от предусмотренных проектом после регулировки и испытания систем вентиляции и кондиционирования воздуха допускаются:

± 10% – по расходу воздуха, проходящего через воздухораспределительные и воздухоприемные устройства общеобменных установок вентиляции и кондиционирования воздуха при условии обеспечения требуемого подпора (разрежения) воздуха в помещении;

+10% – по расходу воздуха, удаляемого через местные отсосы и подаваемого через душирующие патрубки.

4.20. При комплексном опробовании систем вентиляции и кондиционирования воздуха в состав пусконаладочных работ входят:

опробование одновременно работающих систем;

проверка работоспособности систем вентиляции, кондиционирования воздуха и теплохолодоснабжения при проектных режимах работы с определением соответствия фактических параметров проектным;

выявление причин, по которым не обеспечиваются проектные режимы работы систем, и принятие мер по их устранению;

опробование устройств защиты, блокировки, сигнализации и управления оборудования;

замеры уровней звукового давления в расчетных точках.

Комплексное опробование систем осуществляется по программе и графику, разработанным заказчиком или по его поручению наладочной организацией и согласованным с генеральным подрядчиком и монтажной организацией.

Порядок проведения комплексного опробования систем и устранения выявленных дефектов должен соответствовать СНиП III-3-81.(заменен на СНиП 3.01.04-87)

3. МУ 4425-87 САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ СИСТЕМ ВЕНТИЛЯЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.7. Действующие вентиляционные системы должны подвергаться регулярной проверке силами вентслужб или санитарных лабораторий предприятий в следующие сроки:

а) В помещениях, где возможно выделение вредных веществ 1 и 2 класса опасности-1 раз в месяц.

б) Системы местной вытяжки и местной приточной вентиляции-1 раз в год

в) Системы общеобменной вентиляции механической вентиляции-1раз в 3 года

Контроль за соблюдением периодичности проверки должен осуществляться санэпидемстанциями.

В случае реконструкции вентиляционных систем, после изменения технологического процесса, оборудования и перестройки помнщения проверка должна осуществлятся сразу после реконструкции независимо от сроков контроля.

4. СанПиН 2.2.3.757-99 ПРЕДПРИЯТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, СВЯЗИ, ТРАНСПОРТА. РАБОТА С АСБЕСТОМ И АСБЕСТСОДЕРЖАЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ

4.6. Вентиляция и отопление

4.6.22. Все вентиляционные установки как вновь смонтированные, так и вводимые в эксплуатацию после реконструкции или капитального ремонта, должны быть испытаны с целью определения их эффективности. По результатам испытаний и наладки на каждую вентиляционную систему должен быть составлен паспорт.

4.6.23. Вентиляционные установки должны быть оборудованы приспособлениями (лючки, штуцера и т. п.) для контроля и измерения скорости, температуры и т. д. в воздуховодах, регулирования объемов воздуха.

4.6.24. Испытание, регулировку и наладку систем вентиляции следует проводить в соответствии с требованиями СНиП “Санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений” и ГОСТа “Системы вентиляционные. Методы аэродинамических испытаний”.

4.6.25. Контроль работы вентиляционных систем и пылеочистного оборудования должен проводиться регулярно в соответствии с требованиями “Инструкции по санитарно-гигиеническому контролю систем вентиляции производственных помещений”, методических указаний “Санитарно-гигиенический контроль систем вентиляции производственных помещений” и ГОСТом “Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения”.

4.7.1. Воздух рабочей зоны

4.7.1.4. Кратность и периодичность планового санитарного контроля устанавливается в зависимости от класса опасности выделяющихся вредных веществ. При поступлении в воздух рабочей зоны вредных веществ 2 класса – не реже одного раза в месяц, 3 класса опасности – не реже 1 раза в квартал.

Примечание: асбестосодержащие материалы используются повсеместно, например шифер, асбестоцементные трубы и. т.д.

5. РД 153-39. ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ.

Вентиляция производственных помещений

4.2.94 Проверка эффективности работы вентиляционных систем должна проводится в установленном порядке и не реже 1-го раза в год.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА НА ОБЪЕКТАХ ГАЗОВОГО ХОЗЯЙСТВА

4.1. Надзор за эксплуатацией газовых хозяйств промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных предприятий и объектов

4.3.13. Исправность и соответствие проекту производительности вентиляции во взрывоопасных помещениях; наличие местных отсосов, использование вытяжных вентиляторов только во взрывобезопасном исполнении, наличие обратных клапанов на воздухопроводах приточной системы, оборудование насосно – компрессорного отделения аварийной вентиляцией в дополнение к приточно – вытяжной; наличие блокировки вентиляторов вытяжных систем с электроприводами насосов компрессоров и другим оборудованием, установленным во взрывоопасных помещениях в соответствии с Правилами безопасности в газовом хозяйстве; наличие во взрывоопасных помещениях ГНС, ГНП и АГНС сигнализаторов загазованности помещений. Наличие ежегодной контрольной проверки эффективности работы вентиляционных систем специализированной организацией.

Примечание: В Омске и Омской обл. введено в эксплуатацию множество газовых котельных.

7. СанПиН 2.1.3.1375-03 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ, УСТРОЙСТВУ, ОБОРУДОВАНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ БОЛЬНИЦ, РОДИЛЬНЫХ ДОМОВ И ДРУГИХ ЛЕЧЕБНЫХ СТАЦИОНАРОВ

6.38. Профилактический осмотр и ремонт систем вентиляции и кондиционирования воздуха воздуховодов должен проводиться согласно

утвержденному графику не реже 2 раз в год. Устранение текущих неисправностей, дефектов должно проводиться безотлагательно.

6.39. Администрацией лечебного учреждения организуется контроль за параметрами микроклимата и загрязненностью химическими веществами воздушной среды, работой вентиляционных систем и кратности воздухообмена в следующих помещениях – в основных функциональных помещения операционных, послеоперационных, родовых, палатах интенсивной терапии, онкогематологических, ожеговых отделениях, ФТО, помещениях для хранения сильнодействующих и ядовитых веществ, аптечных складах, помещениях для приготовления лекарственных средств, лабораториях, отделении терапевтической стоматологии, специальных помещениях радиологических отделений и в других помещениях, в кабинетах, с использованием химических и других веществ и соединений, могущих оказывать вредное воздействие на здоровье человека – 1 раз в 3 месяца; – инфекционных, в т. ч. туберкулезных больницах (отделениях), бактериологических, вирусных лабораториях, рентгенкабинетах – 1 раз в 6 месяцев;

в остальных помещениях – 1 раз в 12 месяцев.

8. ФЗ №52-Ф3 О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ

1. Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях на территориях промышленной организации, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека. И. т.п.

Примечание: Существует практика, государственный санитарный врач выписывает предписание о проверке эффективности систем вентиляции. Проверку проводит санэпидемстанция или другая привлеченная организация. Принимается срок действия результатов проверки веет. систем 1 год. (по данным санэпидемнадзора).

9. СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений

6.4. При обеспечении допустимых величин микроклимата на рабочих местах:

· перепад температуры воздуха по высоте должен быть не более 3°С;

· перепад температуры воздуха по горизонтали, а также ее изменения в течение смены не должны превышать:

при категориях работ Iа и Iб – 4°С;

при категориях работ IIа и IIб – 5°С;

при категории работ III – 6°С.

При этом абсолютные значения температуры воздуха не должны выходить за пределы величин, указанных в табл. 2 для отдельных категорий работ.

6.5. При температуре воздуха на рабочих местах 25°С и выше максимально допустимые величины относительной влажности воздуха не должны выходить за пределы:

70% – при температуре воздуха 25°С;

65% – при температуре воздуха 26°С;

60% – при температуре воздуха 27°С;

55% – при температуре воздуха 28°С.

6.6. При температуре воздуха 26-28°С скорость движения воздуха, указанная в табл. 2 для теплого периода года, должна соответствовать диапазону:

0,1-0,2 м/с – при категории работ Iа;

0,1-0,3 м/с – при категории работ Iб;

0,2-0,4 м/с – при категории работ IIа;

0,2-0,5 м/с – при категориях работ IIб и III.

6.7. Допустимые величины интенсивности теплового облучения работающих на рабочих местах от производственных источников, нагретых до темного свечения (материалов, изделий и др.) должны соответствовать значениям, приведенным в табл. 3.

Допустимые величины показателей микроклимата

на рабочих местах производственных помещений

Температура воздуха, °С

Скорость движения воздуха, м/с

работ по уровню энергозатрат, Вт

диапазон ниже оптимальных величин

диапазон выше оптимальных величин

для диапазона температур воздуха ниже оптимальных величин, не более

для диапазона температур воздуха выше оптимальных величин, не более**

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *